X

Лето в LSE — рассказывает Олег Кононенко

Олег Кононенко

Уважаемая команда Летних школ PolitIQ, перед тем, как расскажу вам, как прошло моё время в LSE, хотел бы ещё раз поблагодарить за возможность получить лучший образовательный опыт в моей жизни!

London School of Economics and Political Science – одно из лучших образовательных учреждений Великобритании и мира, в этом я убедился на практике. И дело не огромной библиотеке (о ней позже, она, и правда, большая и очень удобная), не в интернациональном составе студентов и преподавателей, не цитируемости научных работ исследователей. Корень успеха в LSE в том, что все люди занимаются тем, от чего получают неподдельное эмоциональное удовлетворение.

С самого первого дня, когда в понедельник 29 июля меня зарегистрировали, выдали студенческий-читательский билет (2 в 1, очень удобно, почему в МГУ бы так не сделать), помогли заполнить миграционные документы (потому что я въезжал по ранее открытой туристической визе, а не по учебной) и научили пользоваться богатейшей библиотекой, я встречал только профессионалов, которые во всём были готовы мне помочь и сами заряжали позитивным настроением, чтобы подготовить меня к началу обучения.

Первая лекция началась в 14:00. Лектор – открытый, улыбчивый американец, которые интересно рассказывал, был постоянно готов ответить на вопросы, и отвечал интересно, по теме, пусть иногда и в ущерб тайм-лайну, но всегда старался навёрстывать время, упущенное во время подробных ответов на попутные вопросы аудитории. С самого начала лекции – представление подробной структуры курса: количество лекций, фамилии приглашенных лекторов, знакомство с семинаристами, объяснение задач курса и ожидаемых результатов, описание отчётности и финального экзамена. Это помогло лучше понять, что будет происходить в ближайшие три недели, зачем я там, что я могу получить и на что мне делать акцент. Там же нас познакомили с нашими семинаристами и дали доступ к Moodle – системе, которая объединяет преподавателей и студентов и позволяет преподавателям загружать материалы, с которыми надо ознакомиться перед семинарами, презентации, дополнительную литературу, а студентам – загружать свои работы и задавать вопросы преподавателю. Идеально для организации учебного процесса.

Мой курс – Public Policy Analysis. Что-то похожее мы в МГУ изучаем на занятиях по государственной политике и принятию решений, однако при всём уважении к нашим преподавателям, уровень LSE намного выше: это относится и к количеству рассматриваемых тем и проблем, и к разнообразию методов, которые используются в обсуждении и решении. На семинарах мы отрабатывали все материалы, полученные на лекциях в международной компании – со мной в группе были студенты из Саудовской Аравии, Китая, Германии, Италии, Мексики, Канады, Великобритании, США и Сингапура. Все имели возможность применить научные концепты на кейсах из своих стран, мы постоянно дискутировали, применяли разные теории к одним и тем же примерам, находили разные примеры для одной теории.

От семинаров я был в восторге. Политология в западных странах, или по крайней мере в LSE, evidence-based. То есть ты не выиграешь в споре, если убедительно не приведешь кейс в подтверждение своей гипотезы. И сколь убедительным и харизматичным ты ни был, без реальных аргументов ты не у дел. И это очень сильно мотивирует искать, и искать, и снова искать доказательства, читать, узнавать, тестировать новые кейсы на старых теориях и новые теории на старых кейсах. Ты ощущаешь, что единственное ограничение – границы видимого тобой мира. Поэтому ты хочешь его расширить, узнать как можно больше. К спорам в LSE особое отношение. Классический формат проверки знаний – эссе. Причём тема эссе формулируется не только в виде вопросов (например, я писал эссе – mid-term exam – на тему “Can elections ensure representative and accountable government?”), но и в виде утверждений с призывом обсудить (например, “Political Parties don’t matter in policy. Discuss”). Это тоже заставляет шевелить мозгами. А время, которое отводится на экзамен (2 часа на 3 коротких ответа и 2 длинных эссе), держит мозг в постоянном тонусе, потому что нельзя терять ни секунды.

В целом, я получил не столько солидный академический багаж (хотя и он имеет серьёзное значение), сколько заразился взглядом LSE и всех причастных на политическую науку вообще и public policy, в частности. Твое исследование должно быть проблемно ориентированным, ты должен что-то решить, ты должен это измерить. Сложно? Ха-ха. Так это ведь веселее. Чувствуется азарт, даже предвкушение, когда речь заходит о сложной проблеме. И сам не замечаешь, как мозг накидывает варианты, которые хочется обсудить, проверить, реализовать. Ведь политическая наука, да и вообще наука, должна быть такой. Это приключение! Это решения! Это риск! Это проблема! Но это так интересно!!!

Я могу бесконечно говорить об образовательном процессе – настолько там всё мощно. Но нельзя не отметить культурную программу. Для нас снижали цены на билеты в театр (я ходил на мюзикл «Король Лев» — это было потрясающе), мы ездили в Оксфорд и Кембридж, у нас было три вечеринки: в первый день, вечеринка на пароме на Темзе и вечеринка-выпускной, и везде играла классная музыка, была весёлая компания и стояла фото-машина, в которой можно было получить фотку с брендом LSE.

Да и вообще рассказывать я могу бесконечно. LSE – это класс мирового образования, это место, которое делает всё, чтобы ты становился
умнее. И я очень старался взять от него всё. Думаю, у меня получилось. Сейчас в голове – воспоминания о, возможно, лучших трёх неделях в моей  экстра-качественный материал по public policy, беспощадно сильные исследовать, ставить амбициозные задачи и достигать поставленных и практических целей. Это то, зачем я ехал – такая почва для размышлений помогает чувствовать, что ты готов горы свернуть. И после я действительно уверен, что сделаю это.

p.s. 2 сентября я получил свою оценку за финальный экзамен. Моя работа была оценена на А (70-80 баллов по 100-балльной шкале), значит, я в 20% лучших студентов курса. Приятное завершение захватывающего и продуктивного лета!

 

Больше по теме: