Интигам Мамедов: «Молодой политолог должен посетить ровно столько летних школ, сколько сможет»

Интигам Мамедов (Intigam Mamedov) – молодой политолог, участник Летних школ по политологии PolitIQ
Интигам Мамедов (Intigam Mamedov) – молодой политолог, участник Летних школ по политологии PolitIQ

Один из участников образовательной программы по политологии PolitIQ о «путешествии» из Астрахани в Сингапур, освоении языка Singlish, теории игр для гуманитариев и уникальном опыте обучения в летней школе.

Интигам Мамедов – аспирант, член Совета молодых учёных факультета политологии МГУ, участник образовательной программы по политологии PolitIQ, которая стартовала в 2016 году. Программа PolitIQ разработана при совместном участии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и российского эндаумент-фонда «Истоки» (Учредитель – Якунин Владимир Иванович). PolitIQ направлена на развитие научного потенциала талантливых студентов МГУ, обучающихся по специальности «политология» и предполагает выплату стипендий на обучение политическим наукам в ведущих вузах за рубежом.

О себе. Я родом из Астрахани – так называемой столицы России на Каспии. Астрахань – колоритный, многонациональный город на берегу Волги. Многонациональная история города оставила свой след, как на архитектуре города, так и на менталитете астраханцев, особенностях разговора и т.п. После окончания школы я поступил на юридический факультет Астраханского государственного университета, где изучал международное право. После я решил продолжить образование в аспирантуре, но к тому моменту меня больше привлекало исследование международных отношений. Тут я вспомнил давнюю мечту учиться в МГУ, а что касается факультета, то я посчитал (и оказался полностью прав) факультет политологии лучшим в  подготовке политологов и исследователей-международников.

Как проходил конкурсный отбор студентов на получение стипендии? Трудно ли было его пройти?

Конкурсный отбор студентов на стипендиальную программу летних школ проходил в несколько этапов. Сначала необходимо было заполнить и выслать анкету участника. Затем участники составляли мотивационное письмо на английском и русском языках. Также основным критерием являлось знание разговорного языка, в том числе профессиональных терминов.

Какие ещё варианты летних школ вам предлагались?

Помимо Национального университета Сингапура, на выбор были также представлены Лондонская школа экономики (Великобритания), Sciences Po (Франция), Hong Kong University (Китай), Пекинский университет (Китай) и Оксфорд (Великобритания).

Почему ты выбрал для обучения Национальный университет Сингапура?

Уверен, что многие слышали об «экономическом чуде» Сингапура. Я много читал про развитие города-государства в конце ХХ века и в современный период, а также интересовался особенностями управления и проведения внутренней и внешней политики премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю. Конечно же, хотелось все увидеть своими глазами, получить личный опыт общения с гражданами страны, которая получила независимость совсем недавно, а население уже обладает высоким уровнем национальной идентичности. К тому же, летняя школа на базе Национального университета Сингапура проводится уже в пятый раз, и с каждым годом число участников лишь возрастает. Администрация летней школы щепетильно относится к выбору преподавателей: оценивают публикационную активность, стаж педагогической деятельности, а также, что немаловажно, стиль и манеру преподавания.

По какой программе летней школы ты обучался? Чем эта программа поможет тебе в твоем исследовании?

Летней школой предлагалось более 15 курсов, из которых  я выбрал курс «Теория игр». Профессор Джастин Фокс из Вашингтонского университета в Сент-Луисе включил в программу курса историю развития данного метода, виды и различные модели игр. Особое внимание было уделено применению теории в социогуманитарных исследованиях. Так, большинство из приводимых примеров относилось к электоральным процессам, в том числе к текущим выборам президента в США. Полученный опыт помог мне разобраться в методологии политических исследований. Благодаря летней школе я сумел понять, что математические методы в целом и теория игр в частности доступны для применения не только математикам, но и гуманитариям.

В настоящее время я занимаюсь диссертационным исследованием, которое посвящено изучению деятельности транснациональных корпораций в Каспийском регионе. В своем исследовании я сталкиваюсь с необходимостью анализа поведения множества региональных и нерегиональных, государственных и негосударственных акторов. Это значит, что применение теории игр в данном исследовании станет возможно в заключительной главе, касающейся прогнозирования и сценарного анализа энергетической политики (к примеру, при изучении процесса принятия прикаспийскими государствами решения по правовому статусу Каспийского моря).

Каким был твой первый день в университете. Что тебя особенно удивило?

Прежде всего, удивил Singlish, а точнее Singaporean English – английский язык, смешанный с малайской, китайской и тамильской лексикой. В первые дни я думал, что только у меня одного проблемы с пониманием коренных жителей Сингапура, но затем в том же самом мне признались студенты из США и Европы. Однако уже на 3-4-й день все мы приспособились. К слову, молодежь (в особенности, студенческая) в Сингапуре говорит на грамотном английском, небольшие проблемы возникали лишь со старшим поколением и административным персоналом.

Как построен учебный день в университете? В чем разница между учебным процессом в России и Сингапуре?

Разницу в учебном процессе я почувствовал с первого дня. Занятия проходили с понедельника по пятницу с 9:00 до 13:00. Длительность перерывов, как и интервалы между ними, не установлены и зависят от совместного решения студентов и преподавателя. Так, в зависимости от сложности темы, мы могли увеличить или уменьшить количество перерывов. 2 часа (с 14:00 до 16:00) отводилось на подготовку домашнего задания в группах. Это не было обязательным. Однако такой метод пользовался популярностью, так как преподаватель периодически контролировал процесс подготовки, помогал и объяснял.

Преподаватель и студенты имеют общий доступ к хранилищу файлов на Dropbox.com. Файлы с домашним заданием, а также рекомендованной и обязательной литературой периодически обновляются, поэтому уже в первый день все студенты, включая меня, пришли подготовленными. Каждому участнику был открыт доступ к библиотеке Национального университета Сингапура, но особой необходимости в ее посещении не было, поскольку вся необходимая литература была у нас в наличии. Главным отличием между учебным процессом в России и Сингапуре является проверка домашнего задания. В Сингапуре не принято его проверять. Предполагается, что все его добросовестно выполняют. Учебное время уделяется на разбор наиболее сложных моментов.

Кто твой любимый профессор?

Поскольку я посещал только свою секцию, не могу оценивать преподавателей из других групп в профессиональном плане. Тем не менее, во внеучебное время получилось пообщаться со многими профессорами – все они приятные и интересные люди. Уже упомянутый мною Джастин Фокс – профессор политологии в Вашингтонском университете, Сент-Луис, США, оказался очень талантливым и старательным педагогом, переживающим за учебный процесс и его результаты. Он окончил программу PHD в университете Рочестера.

Какой интересный опыт ты вынес для себя, помимо обучения?

Было очень интересно узнать мнение преподавателей и молодежи из разных стран о современной ситуации в мировой политике. Как оказалось, чаще всего их оценка была нейтральной. Многие признались, что стараются смотреть помимо западных каналов новостную ленту Russia Today с целью сформировать собственную позицию относительно ключевых международных проблем.

Планируешь ли ты принимать участие в других летних школах по политологии? На твой взгляд, как часто молодому политологу нужно участвовать в таких школах?

Конечно, да. Молодой политолог должен посетить ровно столько летних школ, сколько он сможет. Это ни с чем не сравнимый опыт, который необходим для того, чтобы постоянно повышать интерес к сфере, в которую ты вовлечен. Многое, что ты узнаёшь из лекций и из общения с другими студентами, не вычитаешь из книг.

Какие твои дальнейшие планы на обучение и работу?

Прежде всего, хотелось бы все усилия направить на завершение и защиту диссертации. Что касается работы, то интересно преподавание либо что-то близкое к науке и образованию. Если представится возможность получить работу, связанную с многочисленными командировками, то постараюсь не упустить этот шанс.

01.09.16