«Общение с ребятами, которые знают по 4, 5, 6, а то и 7 языков, заставило многое пересмотреть»

Студентки факультета политологии МГУ об обучении в летней школе Sciences Po в Париже
Студентки факультета политологии МГУ об обучении в летней школе Sciences Po в Париже

Студентки факультета политологии МГУ Карина Куренкова и Наталья Панченко о летней школе Sciences Po в Париже

Почему вы выбрали для обучения Летнюю школу Sciences Po во Франции?

Студентки МГУ Карина Куренкова и Наталья Панченко о летней школе Sciences Po в Париже
Карина: Потому что это одна из лучших площадок для изучения политической науки в Европе. Еще до обучения я читала некоторые работы профессоров и студентов Sciences Po, смотрела их курсы на портале Coursera… В какой-то момент Sciences Po даже стал моей мечтой, но мечтой, к сожалению, финансово неподъемной. Поэтому я искренне благодарна родному факультету политологии МГУ и фонду целевого капитала «Истоки» за эту программу и за возможность бесплатно пройти обучение за рубежом в одном из передовых европейских институтов политических исследований, поработать с профессорами, чьи статьи я читала, и лично задать им вопросы.

Студентки МГУ Карина Куренкова и Наталья Панченко о летней школе Sciences Po в Париже

Наталья: По образовательной программе по политологии PolitlQ можно было выбрать одну из шести летних школ для обучения: Лондонская школа экономики, летнюю школу Национального университета Сингапура, проводимую совместно с Международной ассоциацией политической науки (IPSA), Sciences Po, Пекинский университет, Оксфордский университет, Гонконгский университет. Изучив программы летних школ в этих университетах, я сразу же остановилась на Sciences Po. Бывшая École libre des sciences politiques — это место, где зародилась политическая наука. Еще полгода назад я даже не могла представить, что смогу прикоснуться, можно сказать, к истокам, стать частью старейшей школы политических наук. Свою роль сыграла и моя безграничная любовь к Франции — аргумент «месяц в Париже» был для меня решающим.

Одним из главных требований конкурса было наличие необходимого языкового уровня. Можете ли вы дать личный совет, как подтянуть английский за небольшой срок.

Карина: Сейчас я наконец-то поняла, как же это важно учить иностранные языки. Перед отправлением своей заявки в Париж я решила сдать и языковой экзамен SP, и небезызвестный IELTS. Если первый проходит заочно и в целом не представляет большой проблемы, то вот с IELTS пришлось поработать. Я на месяц просто «выпала» из жизни (я как предусмотрительный студент, решила сдавать экзамен за месяц до него самого, что весьма экстремально). Целыми днями решала задания, смотрела сериалы на английском, слушала BBC.

В конечном итоге я сдала экзамен на 7 баллов, что не очень много, но для летней школы этого хватало.

Сейчас мне кажется, что я действовала не совсем верно. Язык- нечто живое, его нельзя хорошо знать, выполняя чисто механические процедуры. Если хочешь говорить на языке — говори! Мне кажется, что секрет таков. Поэтому сейчас, при изучении французского и испанского, я стараюсь как можно больше читать литературы на языке, общаться с носителями.

Наталья: Я сдавала экзамен FCE (кстати, этот сертификат принимается в Sciences Po наряду с TOEFL и IELTS) в конце 11 класса, целенаправленно готовилась к нему около полугода в школе и занималась самостоятельно. Усердно заниматься, пополнять лексику (даже, например, фильмами на английском), не забывать про грамматику — вот весь секрет. Сдать экзамен, подтверждающий уровень языка, не так сложно — главное, понять структуру, формат, знать все основные требования, решать типовые задания. Проблема, на мой взгляд, в другом — иногда сертификат не гарантирует, что с языком сложностей не будет. Например, в нашей группе в Sciences Po почти у всех был подтвержденный C1 (Advanced). Тем не менее с трудностями в чтении научных текстов, понимании преподавателя, правильном выражении своих мыслей мы все хоть и нечасто, но сталкивались.

По какой программе вы обучались? Чем эта программа летней школы поможет в дальнейшем обучении?

Карина: Я выбрала для обучения программу «Сравнительный анализ проблем миграции». В своё время меня очень поразил концепт мондиализации Бертрана Бади, хорошо известного в теории международных отношений. Возможно, это и повлияло на мой выбор, хотя эта тема не слишком близка к сфере моих научных интересов в МГУ — я больше интересуюсь российской внутренней политикой.

Во время обучения я часто задумывалась о том, как решить проблемы, появившиеся из-за миграции. Совершенно очевидно, что повышенное внимание к охране внешних границ не является таким решением и может лишь частично дать позитивные результаты. В этом плане я соглашусь с моим лектором и скажу, что важнейший рецепт, который сейчас может быть прописан — это обучение людей толерантности, противодействие радикализации общественных настроений и снижение политизации самой темы в публичном дискурсе. Сейчас как никогда важно сформировать у людей адекватное представление о проблеме. Так, например, граждане США сегодня считают, что мигранты в их стране составляют 42 % от всего населения, в то время, как реальное их число лишь 13 %. Миграция- явление, которое не должно быть политизировано, а проблемы, связанные с ней, требуют адекватной, совместной работы всех государств.

Наталья: Я проходила обучение по программе «Социальная политика в Европе и США» (Social Policy in Europe and the US: origins, reforms, challenges). Этот курс дал мне огромный багаж знаний и помог понять основные проблемы, с которыми сталкиваются современные государства, проанализировать варианты их решения. Но я бы отметила даже не получение колоссального объёма информации, статистических данных, а скорее навыки, которые я планирую далее использовать в дальнейшем обучении: например, написание критической заметки (critical note), защита проекта, работа с источниками на иностранных языках, кластер-анализ (хотя я знаю, что на третьем курсе факультета политологии мы будем изучать это вновь) и многие другие.

Каким был ваш первый день в университете. Что вас особенно удивило?

Карина: Первый день в общем не очень отличался от вводных занятий в МГУ. Мы познакомились со всей группой и преподавателями, нам прочитали вводную лекцию. Могу сказать, что очень удивил тот богатый, если можно так сказать, «миграционный опыт» одногруппников, которые к своим 20 годам успели пожить в 3–4 странах.

Наталья: Он был невероятным! Не могу сказать, что мне что-либо удивило или даже шокировало, большая часть происходящего меня попросту радовала. Ребята с совершенно разных уголков мира: Сингапур, Мексика, Италия, Великобритания, США, Австралия… И это лишь малая часть! Радовала меня их увлеченность, заинтересованность, активность. Несколько поразило, что процент ребят, которые сейчас учатся в тех странах, где родились, не превышает 5–10. Преподаватели восхитили в первый же день — несмотря на некоторые сложности с английским (французский акцент профессоров и отсутствие реальной практики языка у нас в университете давали о себе знать) занятие, которое длилось два часа без перерыва, пролетело на одном дыхании: профессор рассказывал простыми словами о сложных вещах, причем постоянно обращаясь к аудитории, то есть к нам, студентам, мы постоянно задавали вопросы — процесс был интерактивный.

Как построен учебный день в университете? В чем отличия между учебным процессом в России и Франции?

Карина: Лекции в Sciences Po длятся на полчаса дольше, чем в МГУ и проходят в форме диалога профессора со студентами. Преподаватель в течение лекции приводит имеющиеся объективные данные по проблеме — статистику, нормативные документы и проч., после чего предлагает студентам ответить на тот или иной вопрос, которых может быть 3–4 за все время лекции.

На каждой лекции присутствует семинарист, роль которого в Sciences Po отводят аспирантам университета. Моим семинаристом была Mathilde Leloup, аспирантка кафедры международных отношений.

Продолжительность семинаров постоянно варьируется. Так, в понедельник семинар может длиться лишь 1 час, а во вторник — 3. На моем курсе рекорд по продолжительности семинара составил 3 часа 15 минут, хотя, по-моему, в тот день мы даже немного задержались, не заметив, как пролетело время.

Семинары, в отличие от лекций, у нас проходили по двум сценариям. Сценарий № 1: обсуждение прочитанных статей по схеме: концепт автора — Ваша критика. Сценарий № 2: презентации. Каждый студент в паре со своим коллегой в течение курса должен был представить презентацию на заданную тему. И если Вы до сих пор думаете, что французы не так уж трепетно относятся к организационно-административным аспектам, Вы глубоко заблуждаетесь.

Оценка презентации составляет до 40 % окончательной оценки студента и складывается из конкретных критериев. Например, Ваша способность поставить исследовательский вопрос перед аудиторией может быть оценена максимум 6 баллами, а уважение к регламенту — 3 (и это только 2 из 5 критериев). При этом каждая исследовательская проблема / теория должна быть проиллюстрирована кейс-стади со ссылкой на его автора, а перед семинаром докладчики обязаны предоставить всем участникам семинара раздаточные материалы.

Наталья: Мы учились пять дней в неделю: три дня по два часа в день, два — по четыре. Казалось бы, весь день свободен. Но после занятий нужно идти в библиотеку (кстати, в библиотеке Sciences Po можно найти, на мой взгляд, практически всё), искать необходимые учебники, печатать материалы; затем — заниматься самостоятельно (конечно, чередуя учебу с прогулками по Парижу). Первые две недели шли только лекции — введение в предмет. А на последних двух были семинары, на которых мы анализировали статистические данные, повторяли пройденное и защищали наши проекты. Но такой порядок занятий был только на нашем курсе, остальные студенты занимались по привычной для нас схеме: лекция, а после нее семинар.

В чем же разница между учебным процессом в России и во Франции? Несколько раз мы с ребятами пытались сравнить системы обучения в наших странах с «французской», но нас сразу же поправляли (как преподаватели, так и студенты Сорбонны и других французских университетов): нельзя говорить о французской системе, скорее, это система Sciences Po. Кроме того, я думаю, что мы не прочувствовали полностью «систему» — летняя школа несколько отличается от стандартного университетского курса (хотя бы тем, что нас менее жестко оценивали, ведь обычно оценка 16/20 или 18/20 уже считается труднодостижимой).

Одна из отличительных черт Sciences Po — преподаватели во время занятий общаются со студентами, задают вопросы, в общем, вовлекают студентов в процесс. Они обращаются по именам, разъясняют наши ответы, объясняют ошибки, дают подробный feedback на каждое выполненное задание. Возможно, это происходило и потому, что в группе нас было лишь десять человек, поэтому преподаватель мог уделить время каждому.

Кто ваш любимый профессор в летней школе Sciences Po?

Карина: У меня был всего один профессор, но если бы мне пришлось ее оценивать, то я бы без сомнений ответила, что это Ms. Ariane Chebel d`Appollonia, которая сочетает в себе все качества преподавателя, которые важны для меня. Во-первых, она, действительно, «болеет» тем, чем занимается. Во-вторых, умеет подать очень сложный материал очень доступным языком, сопровождая каждое свое суждение конкретными примерами и релевантными шутками и историями из личного опыта. Например, рассказывая об национально-этнической ситуации в Европе, она посоветовала тем, кто хочет встретиться с итальянцем, поторопиться, потому что они исчезают. В-третьих, насколько я могу судить, мнение студента для нее весит ничуть не меньше, чем мнение заслуженного профессора, она всегда очень чутко реагирует на все комментарии, позитивно относится к мнениям, конфликтующим с ее позицией. Лично для меня это очень важно, потому как я люблю подискутировать с преподавателями.

Наталья: На этот вопрос очень сложно ответить: наш курс вели четыре преподавателя — Bruno Palier, Nathalie Morel, Allison Rovny, Konstantinos Eleftheriadis. Скажу лишь, что любимый профессор — каждый из них. Они настолько увлечены своим делом, своим предметом изучения, они полны энергии и энтузиазма и готовы разделить это со студентами. Несмотря на то, что у каждого профессора свой стиль преподавания, все занятия были безумно интересными и живыми. Самое главное — они смогли сделать так, чтобы мы заинтересовались предметом, хотя были и студенты-инженеры, студенты-архитекторы, которым попросту иногда было сложно понять, как же устроена социальная политика, ставили неоднозначные вопросы, после которых разворачивалась дискуссия.

Какой интересный опыт вы вынесли для себя, помимо обучения в летней школе за рубежом?

Карина: Самый главный вывод — надо учить иностранные языки! Общение с ребятами из разных стран, которые знают по 4, 5, 6, а то и 7 языков, заставило меня многое пересмотреть. Так что сейчас я сижу над книгами и учебниками по французскому и испанскому языкам, активно работаю над английским, к сентябрю собираюсь взяться за один из скандинавских языков (какой, еще не решила).

Помимо этого, опыт общения с ребятами, которым все в мире интересно, заставил меня посмотреть на жизнь немного шире. Так, недавно я снова взялась за давно начатую «Краткую историю времени» Хокинга.

Наталья: Общение с ребятами со всего мира, из известнейших университетов мира (например, из Принстонского университета, из Кембриджа) — это один из лучших моментов обучения в летней школе за рубежом. Кроме практики всех иностранных языков, которыми владеешь, ты получаешь изучение культуры других стран «вживую». В летнюю школу едут студенты, которым небезразлично их будущее, они целеустремленные, трудолюбивые и просто классные ребята. Их рассказы (например, девочка из Китая уже прошла обучение в Сингапуре, Австралии, Новой Зеландии и США к своим девятнадцати годам) и они сами (многие владеют минимум тремя иностранными языками) стали для меня своеобразной мотивацией — уехала я из Франции с миллионом планов и маленьких целей, которые планирую достигнуть в ближайшие пару лет. Кроме этого, даже месяц жизни в Париже позволил почувствовать себя ненадолго, но все же парижанкой — мы успели изучить многие места, куда закрыт вход обычным туристам, нашли магазины и рестораны с настоящей французской едой, разглядывали каждый барельеф на зданиях, пользовались велосипедами (городской велопрокат velib) как основным средством передвижения.

Каковы ваши дальнейшие планы на обучение и работу?

Карина: Я это и в Sciences Po сказала, и не устаю повторять в Москве: на данном этапе я твердо для себя решила, что хочу быть исследователем политики, заниматься наукой. Для меня главный индикатор любимого дела — работая над ним, не чувствовать, что работаешь, а что живёшь этим, что очень точно описывает мое отношение к политологии.

Наталья: Сейчас планирую продолжать обучение на факультете политологии — впереди еще два года бакалавриата. Далее обязательно буду поступать на магистерскую программу. В этом году собираюсь больше времени уделить научной работе, постараюсь использовать те навыки, которые получила в Sciences Po.

От первого лица

Карина. Я родом из города Улан-Удэ, это столица республики Бурятия. Улан-Удэ — очень небольшой город, который находится недалеко от озера Байкал — самого глубокого озера в мире. Байкал является главной достопримечательностью города, с ним соперничает только самая большая голова Ленина (памятник), расположенная в центре города.

На мой взгляд, в Улан-Удэ было бы интересно съездить как иностранцам, так и россиянам, потому что этот город очень сильно отличается от европейской России. Здесь буряты празднуют Пасху, а русские — Сагаалган (бурятский Новый год), все любят как блины, так и буузы (бурятское национальное блюдо).

Наталья. Я родилась в Нижнем Новгороде, думаю (точнее, надеюсь!), что название моего города хоть немного известно иностранцам. Для меня Нижний Новгород — это, в первую очередь, люди, которые создавали историю не только отдельного города, но и всего государства. Это великие летчики — Чкалов (пролетевший из России в Ванкувер и под мостом, за что был отстранен от полетов) и Нестеров (напомню, петля Нестерова, она же мертвая, названа в его честь), которые родились на нижегородской земле. Это, конечно, Максим Горький, чье имя город носил с 1932 по 1990 год. Писатель (а город в его честь переименовали при его жизни), иронизируя, говорил: «А если бы я сохранил свой первый псевдоним Иегудиил Хламида, интересно, как бы звучало название города?». В наше время, я думаю, более известны две личности — Андрей Сахаров и Наталья Водянова. Андрей Сахаров был сослан в закрытый тогда Горький, где долгие семь лет они с женой Еленой Боннэр провели в многоэтажке из красного кирпича, в квартире на первом этаже, где сейчас открыт мемориальный музей. А Наташу Водянову, ныне всемирно известную топ-модель, весь наш город помнит как девчонку, торговавшую бананами на местом рынке. Нижний Новгород очень красив, в нем сохранился след трех «эпох» — древней истории, губернского и советского периодов. А Нижегородская область славится народными промыслами — хохлома (Семенов), городецкая роспись и пряники (город Городец). В общем, советую всем посетить наш город и своими глазами увидеть все это!

В сентябре этого года Наталья и Карина, как и другие студенты — участники Летних школ образовательной программы по политологии PolitIQ, проведут презентации и мастер-классы по итогам своего обучения в Sciences Po (Париж, Франция) и других университетах для студентов-политологов МГУ.

20.09.16